Оценка бизнеса является самой сложной и значимой процедурой всей оценочной деятельности, включающей в себя анализ финансового состояния, технической и организационной деятельности компании, изучения отрасли и конкурентов, обобщение полученной информации и проведение объективных и корректных расчетов. Результатом проведения оценки является резюмирующее экспертное заключение в форме Отчета об оценке, который включает в себя все выводы и допущения, сформулированные в результате анализа информации, предоставленной Заказчиком и его представителями, а также данных из открытых источников данных.
Стоимость бизнеса формируется из комплекса ряда факторов, к которым относят нематериальные и материальные активы.
- Под материальными активами подразумевают все объекты недвижимого и движимого имущества стоящие на балансе предприятия, в состав которых входят такие объекты как: здания и сооружения, машины и оборудование, товары на складе, акции, финансовые вложения и пр.
- К нематериальным активам относят все активы, связанные с интеллектуальной собственностью, это могут быть: патенты, лицензии, деловая репутация, товарный знак, авторские права и прочие активы.
Для того чтобы оценка стоимости бизнеса была правдивой и объективной, необходимо провести долгосрочные прогнозы, изучить бухгалтерскую информацию, построить денежные потоки и учесть при расчетах все возможные риски.
Когда необходимо проведение оценки бизнеса?
Существует несколько основных целей, при которых требуется проведение оценки:
- продажа всего бизнеса или его части в виде реализации доли в бизнесе или продажи акций;
- при получении банковского кредита, часть бизнеса или весь бизнес вносится в качестве обеспечения кредита;
- для целей инвестирования;
- внесение долей в уставный капитал.
Помимо основный целей, есть еще широкий спектр второстепенных:
- ликвидация предприятия;
- проведение действий по предотвращению банкротства;
- выкуп акций;
- решение спорных ситуаций;
- слияние и поглощение компании;
- осуществление дополнительной эмиссии акций;
- страхование;
- вступление в наследство;
- планирование стратегии развития предприятия.
Процедура оценки бизнеса
Сбор и анализ информации
Первоочередной задачей является сбор необходимых данных и проведение консультации с Заказчиком и его представителями. Подробное изучение предоставленной документации. Проведение осмотра объекта оценки, изучение структуры компании, бизнес-процессов, особенностей отрасли, наличие конкурентов и их влияние на развитие предприятия. Изучение структуры баланса и каждой его статьи.
Анализ рынка объекта оценки
Оценщик проводит подробный анализ отрасли объекта оценки, выявляет основные тенденции рынка и перспективы развития. На основании этих данных формируется представление о той отрасли в которой осуществляет свою деятельность компания Заказчика.
Финансовый анализ
Проведение финансового анализа и выводы о состоянии компании и ее перспективах. Оценщик проводит финансовый анализ предприятия с целью выявления основных тенденций, сильных и слабых сторон, а также предпосылок к банкротству.
Проведение расчетов
Оценка бизнеса подразумевает проведение расчетов тремя подходами (сравнительный, затратный или доходный). Оценщик вправе отказаться от одного или двух подходов, ввиду ряда факторов, которые не позволяют провести ему адекватные и корректные расчеты. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Профессиональный Оценщик оценивает возможности применения подходов к оценке исходя из своего опыта и информации, которой он располагает. По результатам проведения расчетов формируется отчет об оценке со всеми приложениями.
Результат оценки
Оценщик формирует отчет об оценке, в котором прописывает все необходимые данные, допущения оценки, информацию о Заказчике и собственнике, выводы по результатам проведенного анализа информации и описывает проведенные расчеты, с указанием вех источников данных, позволяющих проверить корректность расчетов и сформированных выводов.
Отчет об оценке бизнеса представляет собой экспертное заключение, определяющее стоимость бизнеса, определяемся независимым оценщиком, обладающим необходимыми знаниями, подтвержденными соответствующими документами об образовании и подтверждении уровня знаний. Отчет должен быть составлен в соответствии с ФЗ-135 “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и ФСО (Федеральных стандартов оценки), а также стандартами оценки, СРО в которой состоит Оценщик.
По итогу оказания услуг Вы получите итоговый отчет, выполненный с учетом всех требований, стандартов и правил оценки.
Отчет направляется Заказчику в электронной форме и в печатном виде, подписанный исполнителем, сброшюрованный, прошит, с проставлением печати организации и подписью оценщиков, выполнивших работы по оценке.
Документы, которые потребуются для проведения оценки бизнеса
- реквизиты компании Заказчика и Собственника;
- учредительные документы компании;
- бухгалтерская отчетность компании за последние три года (формы №№1-5);
- расшифровка статей баланса компании на последнюю отчетную дату;
- документы и информация по объектам движимого и недвижимого имущества;
- информация и документы о деятельности компании;
- бизнес-план развития компании на ближайшие 3-5 лет;
- данные по амортизационным отчислениям.
Перечень документов носит предварительный характер. Расширенный запрос необходимых для оценки документов будет представлено после консультации с Заказчиком и изучения бухгалтерской отчетности. В результате проведения анализа документов и в процессе оценки, вероятнее всего будет составлен дополнительный запрос информации, с уточняющими данными и расшифровками.
Стоимость проведения оценки бизнеса
Стоимость услуг по оценке зависит от многих факторов и определяется специалистами исходя из конкретной ситуации, целей, только после предварительного ознакомления с документацией.
Факторы, влияющие на стоимость услуги:
- сфера деятельности;
- наличие дочерних компаний;
- оборот компании;
- доля владения;
- количество и стоимость основных средств, в том числе товары на складе;
- финансовые вложения и их тип;
- размер предприятия.