Оценка бизнесаНеобходимость оценки стоимости бизнеса может возникнуть при продаже, кредитовании, реорганизации, решении споров между учредителями, планировании стратегии дальнейшего развития предприятия

Оценка бизнеса является самой сложной и значимой процедурой всей оценочной деятельности, включающей в себя  анализ финансового состояния, технической и организационной деятельности компании, изучения отрасли и конкурентов, обобщение полученной информации и проведение объективных и корректных расчетов. Результатом проведения оценки является резюмирующее экспертное заключение в форме Отчета об оценке, который включает в себя все выводы и допущения, сформулированные в результате анализа информации, предоставленной Заказчиком и его представителями, а также данных из открытых источников данных.

Стоимость бизнеса формируется из комплекса ряда факторов, к которым относят нематериальные и материальные активы.

  • Под материальными активами подразумевают все объекты недвижимого и движимого имущества стоящие на балансе предприятия, в состав которых входят такие объекты как: здания и сооружения, машины и оборудование, товары на складе, акции, финансовые вложения и пр.
  • К нематериальным активам относят все активы, связанные с интеллектуальной собственностью, это могут быть: патенты, лицензии, деловая репутация, товарный знак, авторские права и прочие активы.

Для того чтобы оценка стоимости бизнеса была правдивой и объективной, необходимо провести долгосрочные прогнозы, изучить бухгалтерскую информацию, построить денежные потоки и учесть при расчетах все возможные риски.

Направления оценки бизнеса

Оценка акций, долей в уставном капитале

Оценка комплексов имущества

Оценка дебиторской задолженности

Оценка прав требования

Когда необходимо проведение оценки бизнеса?

Существует несколько основных целей, при которых требуется проведение оценки:

  • продажа всего бизнеса или его части в виде реализации доли в бизнесе или продажи акций;
  • при получении банковского кредита, часть бизнеса или весь бизнес вносится в качестве обеспечения кредита;
  • для целей инвестирования;
  • внесение долей в уставный капитал.

Помимо основный целей, есть еще широкий спектр второстепенных:

  • ликвидация предприятия;
  • проведение действий по предотвращению банкротства;
  • выкуп акций;
  • решение спорных ситуаций;
  • слияние и поглощение компании;
  • осуществление дополнительной эмиссии акций;
  • страхование;
  • вступление в наследство;
  • планирование стратегии развития предприятия.

Процедура оценки бизнеса

Сбор и анализ информации

Первоочередной задачей является сбор необходимых данных и проведение консультации с Заказчиком и его представителями. Подробное изучение предоставленной документации. Проведение осмотра объекта оценки, изучение структуры компании, бизнес-процессов, особенностей отрасли, наличие конкурентов и их влияние на развитие предприятия. Изучение структуры баланса и каждой его статьи.

Анализ рынка объекта оценки

Оценщик проводит подробный анализ отрасли объекта оценки, выявляет основные тенденции рынка и перспективы развития. На основании этих данных формируется представление о той отрасли в которой осуществляет свою деятельность компания Заказчика.

Финансовый анализ

Проведение финансового анализа и выводы о состоянии компании и ее перспективах. Оценщик проводит финансовый анализ предприятия с целью выявления основных тенденций, сильных и слабых сторон, а также предпосылок к банкротству.

Проведение расчетов

Оценка бизнеса подразумевает проведение расчетов тремя подходами (сравнительный, затратный или доходный). Оценщик вправе отказаться от одного или двух подходов, ввиду ряда факторов, которые не позволяют провести ему адекватные и корректные расчеты. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Профессиональный Оценщик оценивает возможности применения подходов к оценке исходя из своего опыта и информации, которой он располагает. По результатам проведения расчетов формируется отчет об оценке со всеми приложениями.

Результат оценки

Оценщик формирует отчет об оценке, в котором прописывает все необходимые данные, допущения оценки, информацию о Заказчике и собственнике, выводы по результатам проведенного анализа информации и описывает проведенные расчеты, с указанием вех источников данных, позволяющих проверить корректность расчетов и сформированных выводов.

Отчет об оценке бизнеса представляет собой экспертное заключение, определяющее стоимость бизнеса, определяемся независимым оценщиком, обладающим необходимыми знаниями, подтвержденными соответствующими документами об образовании и подтверждении уровня знаний. Отчет должен быть составлен в соответствии с ФЗ-135 “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и ФСО (Федеральных стандартов оценки), а также стандартами оценки, СРО в которой состоит Оценщик.

По итогу оказания услуг Вы получите итоговый отчет, выполненный с учетом всех требований, стандартов и правил оценки.

Отчет направляется Заказчику в электронной форме и в печатном виде, подписанный исполнителем, сброшюрованный, прошит, с проставлением печати организации и подписью оценщиков, выполнивших работы по оценке.

Документы, которые потребуются для проведения оценки бизнеса

  • реквизиты компании Заказчика и Собственника;
  • учредительные документы компании;
  • бухгалтерская отчетность компании за последние три года (формы №№1-5);
  • расшифровка статей баланса компании на последнюю отчетную дату;
  • документы и информация по объектам движимого и недвижимого имущества;
  • информация и документы о деятельности компании;
  • бизнес-план развития компании на ближайшие 3-5 лет;
  • данные по амортизационным отчислениям.

Перечень документов носит предварительный характер. Расширенный запрос необходимых для оценки документов будет представлено после консультации с Заказчиком и изучения бухгалтерской отчетности. В результате проведения анализа документов и в процессе оценки, вероятнее всего будет составлен дополнительный запрос информации, с уточняющими данными и расшифровками.

Стоимость проведения оценки бизнеса

Стоимость услуг по оценке зависит от многих факторов и определяется специалистами исходя из конкретной ситуации, целей, только после предварительного ознакомления с документацией.

Факторы, влияющие на стоимость услуги:

  • сфера деятельности;
  • наличие дочерних компаний;
  • оборот компании;
  • доля владения;
  • количество и стоимость основных средств, в том числе товары на складе;
  • финансовые вложения и их тип;
  • размер предприятия.